1910−1920
В Америке появляется фирма Maybelline с легендарным рекламным слоганом May be it’s nature, may be it’s Maybelline(Игра слов: Возможно, это природа, возможно — Maybelline). Первую тушь для своей сестры Мейбл, чье имя и стало основой для названия марки, создал 19-летний Том Лайл Вильямс, заметивший, как сестра смешивает сажу и вазелин, чтобы потом нанести на ресницы для объема. Поработав с химической формулой, юноша создал первую готовую тушь для ресниц, которая мгновенно приобрела сумасшедшую популярность. Другой популярной маркой становится основанный русским коммерсантом Максимилианом Факторовичем бренд Max Factor. Инновацией стал изобретенный Фактором грим для актрис немого кино: он имел 12 оттенков и консистенцию крема, тогда как ранее старый грим делался на основе жира. В рекламе новое средство не нуждалось: его расхваливали на каждом углу голливудские актеры-комики Чарли Чаплин, Фатти Арбакль, Бастер Китон: новый макияж дал им полную свободу мимики. Довершает инновационную эпоху Хелена Рубинштейн, основательница одноименного бренда, первая, кому пришло в голову классифицировать кожу по типам (сухая, нормальная, жирная), а также изобретательница средства для снятия макияжа, глубоко очищающего кожу. Иконы стиля — Айседора Дункан и Ида Рубинштейн.
12
22
Макияж в начале 20 века: естественная красота
В начале 20 века макияж был совершенно иным, чем в наши дни. Времена меняются, и с ними меняются и предпочтения в макияже. В начале 20 века модным считался макияж, который подчеркивал естественную красоту женщины.
Главным акцентом в макияже были свежая, здоровая кожа и румяна на щеках, придающие лицу жизненную силу. Женщины не использовали много продуктов для макияжа, а стремились к максимальной естественности. Основой был легкий тональный крем, маскирующий недостатки кожи.
Волосы женщин были природных оттенков – блондинки и брюнетки подчеркивали свой цвет волос, не накладывая краситель. Густые брови также были в моде – они придавали выражительности взгляду.
Украшать глаза, женщины использовали тушь, чтобы придать ресницам объем и выразительность. Обычно губы были натурального цвета, либо покрыты легким блеском, чтобы придать им естественный оттенок и мягкий блеск. Все это создавало образ естественной красоты.
Макияж в начале 20 века был элегантным и утонченным, подчеркивая природную привлекательность и женственность женщины. Он был гармоничным и стильным, отражая тенденции и моду того времени.
1980-е
Да будет цвет! В 80-х красивый макияж — это яркий макияж
Неоновые тени, накладные ресницы, сочные румяна и побольше, насыщенные помады: «слишком много» в эти годы просто не могло быть.
Самый модный оттенок — фуксия (неважно, мы о тенях, помаде или румянах). На смену изысканности приходит вызов и эпатаж
Вся в леопарде, с розовыми губами и голубыми тенями на все веко? Ты крута, детка! Золотые тени и оранжевые румяна — супер! И больше блеска! Avon и Maybelline выпускают блески для губ со вкусом яблока, клубники, апельсина и шоколада, и с тех пор «вкусная» косметика уже не уйдет со сцены.
Мадонна, Шэр, героини телесериала «Династия»: чем экстравагантнее, тем лучше!
Хизер Локлир «Династия»
Ив Сен-Лоран в 1980-е сказал пророческую фразу: «Светит нам звезда, которая скоро закатится, и только точная линия и безупречный крой смогут нас спасти». Но до возвращения в моду элегантных оттенков и пастельных тонов было еще далеко.
Обувь в Древнем Китае. Обувь. Формирование изящных ножек в Древнем Китае
Есть такая поговорка «Две маленькие забинтованные ножки и большой чан слёз», отражающая процесс формирования маленьких женских ножек, считавшихся в Древнем Китае очень красивыми, а также являвшихся признаком принадлежности к знати. Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, с X века.
Формировать маленькие ножки начинали с 4-5-летнего возраста. Весь процесс длился 3-4 года. Перед тем, как начать бинтовать ноги — девочкам ломали все пальцы ноги, кроме большого, а также ближние к ним кости. После этого стопы парили в горячей воде, а затем сразу, пока они ещё не остыли, загибали вниз под смазанную квасцами стопу, 4 пальца, оставляя только большой палец, и крепко заматывали стопу, фиксируя пальцы в таком положении. После нескольких лет таких процедур, стопа становилась маленькой и приобретала треугольную форму, часто не давая возможности ходить в будущем…читается, что такая «мода» появилась во время правления императора Ли Юй (937-978 гг.) династии Южной Тан. Ли Юй был очень утончённой натурой. Он был художником и писал стихи, он также является одним из самых известных в Китае авторов любовной лирики. Императору особенно нравилось любоваться на то, как его наложницы танцуют на лотосе, сделанном из золота. Так как лотос был небольшим, то танцовщицы обматывали стопы белой шёлковой тканью и танцевали на носочках только с загнутыми внутрь пальцами ног. Император считал, что их движения, таким образом, становились особенно грациозными и красивыми.
Maybelline
Однажды молодой фармацевт Томас Уильямс застал свою сестру Мейбл за странным занятием: девушка смешивала вазелин с угольной пылью. Оказалось, Мейбл собиралась нанести этот коктейль на ресницы, чтобы выразительным взглядом покорить сердце соседского паренька.
Томас оценил находку сестры – смешав ингредиенты в своей лаборатории, он окрестил получившуюся массу «Lash-Brow-Ine» и попробовал запустить продукт в продажу. Но скоро стало понятно, что с таким названием далеко не уедешь.
Тогда Уильямс нашел простое и элегантное решение проблемы – он скрестил имя своей сестренки со словом вазелин. Получилось Maybelline.
В 1917 году Томас придумал уложить тушь в компактную упаковку и снабдить её маленькой щеточкой для равномерного нанесения. Теперь любая женщина может позволить себе «первую современную косметику для глаз на каждый день», — гласила реклама. И Уильямс не лукавил – его «Мейбелин» стоила всего 10 центов за штуку.
В 20-е гг компания расширила ассортимент выпускаемой продукции. Словом «Мейбелин» стали называться тени для век, а также карандаш для глаз и бровей.
Очередной технологический прорыв произошел уже после смерти создателя фирмы. В 1971 году компания Maybelline подтвердила свой статус «главной по глазам» в косметической отрасли. На прилавках магазинов появилась Ultra Lash – первая в мире тушь со спиралевидной щеточкой в карандашном футляре.
Подобно Фактору, Уильямс перебрался поближе к Голливуду и развернул масштабную рекламную кампанию с участием звезд экрана. Так фирма обеспечила себе стабильный рост дохода на несколько десятков лет вперед.
2010-е
Ким Кардашьян. 2019 / Getty Images
Главными героями индустрии стали бьюти-блогеры. К их мнению прислушивались не только простые люди, но и компании-гиганты. Так, L’Oréal Paris вернули в продажу снятую с производства тушь Telescopic, а Giorgio Armani Beauty — тон Face Fabric. Потому что инфлюенсеры хорошо отзывались об этих средствах. Блогеры могли сделать один продукт суперпопулярным, а другой уничтожить. И для этого им было достаточно просто опубликовать в соцсетях пост.
В 2010-е изменилось отношение к уходу за кожей — он стал многоступенчатым. Помимо умывалки, тоника и крема, в повседневный набор вошли маски, пилинги, спреи, сыворотки, эссенции и другие средства.
Главные макияжные тренды — контуринг и стробинг. С помощью скульптора, хайлайтера и бронзера можно было буквально нарисовать себе новое лицо — сделать скулы острее, смягчить подбородок, сузить носик. Здесь все равнялись на Ким Кардашьян и Кайли Дженнер, которые в то же время запустили собственные косметические бренды.
Подробнее о главных бьюти-открытиях 2010-х читайте по ссылке: Как мы красились в 2010-е и почему это самое прорывное десятилетие в бьюти.
1940-е
Несмотря на парализовавшую мир Вторую Мировую Войну, индустрия косметики не прекращала работу, и новые модные веяния не замедлили прийти на смену устаревшим 30-м. Брови становятся заметно толще, помады становятся исключительно красными, а пухлые губы — пределом мечтаний всех красоток. Гиды по макияжу подробно рассказывают, как увеличить рот с помощью косметики: провести контур специальным карандашом вне естественного, густо закрасить помадой. На рынке появляются первые компактные пудры и практически полностью вытесняют рассыпчатые, ведь их так удобно носить с собой! Кстати, именно в 40-х появляется выражение «попудрить носик» как эвфемизм для «отлучиться в туалет». Если бы Дита фон Тиз жила в 40-е, она точно стала бы иконой стиля: белая мраморная кожа, высокая прическа и темный цвет волос, акцент на губах и общий слегка надменный вид: так представляли себе безупречность в те времена. Ингрид Бергман, Рита Хейворт, Кетрин Хепберн и Марлен Дитрих стали воплощением стиля. В 1946-м появляется бренд Estee Lauder, но декоративную косметику EL мир увидит позже.
14
24
34
44
Свадебный макияж
История макияжа как искусства украшения лица насчитывает не одно тысячелетие. Уже жительницам Древнего Египта был известен порошок по своим свойствам напоминающий пудру, с его помощью они маскировали мелкие недостатки на лице.
Авторство первого сборника рецептов красоты принадлежит царице Клеопатре. Однако во многом искусство нанесения макияжа долгое время оставалось привилегией жрецов. Они использовали его для проведения торжественных церемоний, к которым относилось и бракосочетание. Ярко подведённые глаза и губы были отличительной чертой египетской невесты.
гречанки стали подводить глаза и брови, красить губы, пользоваться белилами и даже осветлять волосы
Кожа становилась алебастровой, но белила производились на основе свинца, поэтому здоровья они не прибавляли.
В древнем Риме впервые стали производить лечебную косметику на основе трав, молока и кисломолочных продуктов. Римлянки в совершенстве освоили процедуру осветления волос:
Римские невесты уже могли пользоваться целым арсеналом средств для украшения своего лица. Белила на основе свинца и мёда, пудра, румяна из панциря пурпурных улиток, тени, например, из толчёного малахита, помада из киновари, смешанной с жиром, сурьма для окраски бровей и ресниц. Да, невеста была во всеоружии, но декоративная косметика была очень токсичной.
Признаком аристократичности служило бледное лицо, поэтому свинцовые белила использовались очень активно, хотя и быстро старили кожу. Эталоном красоты считалось отсутствие бровей и завышенная линия роста волос. Смесь для их удаления делали на основе негашёной извести.
Невеста эпохи Средневековья выглядела нарядно только за счёт богато украшенного платья, макияж на её лице отсутствовал. Белила потеряли свою актуальность в XVII веке после перенесённой Европой эпидемией чумы. В моду стали входить румяна.
XVIII век ознаменовался обильным использованием косметики. Пудра, румяна, помада, чёрная краска для бровей и ресниц, мушки из бархатной ткани, накладные брови из соболиных шкурок. Всё это нашло отражение в свадебном макияже. Под несколькими слоями грима невеста выглядела слишком раскрашенной.
бледное лицо, чёрные насурьмлённые брови и нарумяненные щёки
Только в XIX веке вернулась давно ушедшая мода на естественность. Косметика стала более натуральной, а гигиенические процедуры – ежедневными. Прекрасно иллюстрирует образ невесты этого времени произведение Василия Пукирева «Неравный брак». Милое лицо практически лишено следов косметики.
В моде были тонкие брови, тщательно растушёванные румяна, тёмные тени, неяркие губы, лёгкий загар. В 50-х годах появилась профессиональная тональная основа в цвет оттенка кожи. 70-е подарили миру средства для автозагара, 80-е ознаменовались триумфом перламутра в макияже. Все эти новшества находили отражение и в образе невесты.
Современные тенденции в макияже, особенно свадебном, направлены на использование качественной косметики, которая не принесёт вреда нежной молодой коже.
- Используйте профессиональную косметику. Предстоит долгий день, нужно быть уверенной, что тушь не потечёт, тени не скатаются, тональная основа не даст лишний блеск.
- Не стоит экспериментировать и создавать слишком яркий образ. В нём может быть некомфортно, а это сразу будет видно на фотографиях. Тем более что невеста ассоциируется с нежностью и женственностью.
- Не используйте слишком много блеска, можно добиться обратного эффекта. На фотографиях обилие блёсток на волосах можно принять за пыль или перхоть, губы потеряются за переливами блеска. Пудра со светоотражающими частицами не рекомендуется для фотосъёмки со вспышкой.
Обязательно при нанесении тональной основы нужно учитывать особенности строения лица, чтобы оно не получилось плоским.
Не делайте больше двух акцентов. Не выделяйте всё сразу, иначе нежный романтичный образ исчезнет без следа, оставив в кадре только раскрашенное изображение.
Если вы хотите посетить косметолога, сделайте это не позже, чем на неделю до торжества.
И наконец, доверьтесь профессиональному визажисту и сделайте сеанс пробного макияжа с учётом будущей причёски и платья, чтобы учесть все возможные нюансы.
1970-е: в стиле диско
70-е — это эпоха свободы. В этот период появляются различные субкультуры со своими представлениями о красоте: достаточно сравнить хиппи и панков! В моде также стиль диско, который подарил нам множество ярких трендов как в одежде, так и в макияже.
Нежная фарфоровая кожа перестала быть идеалом, к которому стремились все. В моде загар! Начиная с 70-х девушки могли использовать бронзер, чтобы создать эффект «поцелуя солнца» на своей коже.
Глаза
В 70-е придумали smoky eyes, но популярен был не только такой макияж, но и мейкап с яркими тенями. Самыми трендовыми оттенками были зеленый, синий и голубой. Сейчас такие легко найти в коллекции Hot Singles от NYX Professional Makeup. где найти?
Девушки уделяли больше внимания глазам. А если красили губы, то в ход шла помада персикового оттенка. Цвет на губах не «спорил» с акцентом на глаза.
В современной моде
Ретро-стиль 40-х с аскетизмом и одновременно женственностью остается ярким примером элегантности. Линии и силуэты нарядов того времени подчеркнуто просты, но необычайно изысканы и практичны. Используется минимум тканей, однако все элементы одежды тонки и воздушны. Глубокие вырезы, изящные линии юбки-карандаша, простые пуговицы на жакетах, тонкие ремешки, подчеркивающие линию талии и элегантность – все это детали моды военной эпохи.
Стиль 1940-х годов стал трендом, повторившим линии и модели в коллекциях многих именитых дизайнеров в сезоны осень/зима 2009–2010 и 2011–2012. К элегантности, стремившейся подчеркнуть хрупкость слабого пола, обратились Gucci, Prada, Jean Paul Gaultier, Donna Karan. Весна/лето 2013 ознаменовалась возрождением моды 40-х годов: вновь появились прямые линии и силуэты, высокие воротнички рубашек и жакетов, удлиненные юбки-карандаши и функциональные платья-рубашки.
1900–1910: женственная скромность
В первом десятилетии XX века девушки стремились к сдержанным образам. В их основе были аристократичная бледность, нежный румянец и слегка розовеющие губы.
Яркий макияж считался вульгарным, поэтому косметика не пользовалась большим спросом. Впрочем, тогда бьюти-средства, которые впоследствии стали привычными, только начинали появляться.
В начале XX века кожу осветляли лимонным соком. В дополнение к этому, чтобы добиться желанной бледности, на лицо наносили пудру. Девушки из высших слоев общества считали это необходимым, чтобы отличаться от представительниц рабочего класса и крестьянок.
Глаза
Макияж глаз чаще всего не делали. Иногда девушки создавали легкую тень на веках, используя специальную пасту серого цвета, но в большинстве случаев обходились и без этого.
По моде того времени их нельзя было красить ярко. Губы оставляли без макияжа вообще или подчеркивали нежно-розовым цветом, который выглядел на коже натурально.
История возникновения макияжа
Мода и красота, как и всё на этом свете, имеют свою историю и тенденции развития. И если наши современницы еще помнят законы макияжа и правила стрижки 90-х годов 20 века, то беззаботные восьмидесятые уже теряются в дымке прошлого. Что уж говорить о традициях более ранних эпох. А между тем традиции эти были очень разнообразны, интересны и подчас даже опасны для жизни.
Люди хотят сделать себя более красивыми и изящными, чем они есть на самом деле, на протяжении не то что нескольких обозримых прошлых веков, но в течение многих тысячелетий. Именно в такую глубь времен уходит история косметики.
Древние греки создание причесок превратили в настоящее искусство, расчерчивая их золотыми и серебряными полосами.
Греки же придумали и такое популярное ныне средство макияжа, как белая пудра. Только тогда и много столетий спустя пудру делали на основе такого чудовищно вредного компонента, как свинец. Накладывали свинцовую белую пудру очень толстым слоем, что придавало лицам томный и заманчивый вид, одновременно скрывая последствия различных кожных заболеваний и проблем. Это было непоправимо опасно, поскольку свинец в течение определенного промежутка времени только усугублял разрушения ткани, причиненные недугами. Но, несмотря ни на что, знать продолжала использовать это средство вплоть до 19 века. Поскольку бледность была в почете, гречанки старались использовать минимальный макияж, чтобы выглядеть максимально естественно и неярко. Помады известны такие: паста из глины, красного оксида железа и охры или оливковое масло плюс пчелиный воск. В качестве теней была популярна такая смесь: оливковое масло, смешанное с землей или углем. Кроме того, гречанки любили соединять брови в одну линию, для этого также использовался угольный порошок.
Средневековье
Средние века, как мы знаем, послали к чертям, весь тот прогресс, который был заботливо создан до них. Религия, которая правила в те времена, делала упор на натуральную внешность и красоту человеческой души.
Однако придворные дамы выбеливали лицо и выбривали линию лба, делая ее ужасно высокой. Модными бровями были — полностью выщипанные. А тушь для ресниц была не нужна — ресницы подлежали уничтожению. Подобное бьюти-решение появилось не на пустом месте. Широкий лоб и «лысые» брови — признак аристократизма. Не трудно догадаться, что так изощрялись исключительно придворные дамы и делали это с особым усердием. Имело место здесь и религиозная подоплека — ухудшаем тело, заботимся о душе.
Пудра для лица, как главное косметическое средство каждой придворной дамы состояла из интересных компонентов. Бестселлером и мастхевом была пудра для лица из мышьяка, которая медленно, но уверенно отравляла организм тогдашней красавицы.
1940-е: боевой дух красоты
Трагические события этого десятилетия не заставили женщин забыть о красоте. Новые тренды продолжали появляться и приходили в первую очередь из США, где выпуск косметики продолжался и в военное время. Пример подавали такие бьюти-иконы, как Ингрид Бергман, Вивьен Ли и Бетт Дейвис.
Получить свежий, здоровый цвет лица помогали пудра и красные румяна, которые растушевывали по скулам в достаточно щедром количестве.
Брови
Мода в макияже бровей начала меняться. В 40-е вместо «ниточек» женщины носили более широкие брови естественной формы — с легким изгибом.
Глаза
Макияж глаз в эту эпоху был довольно естественным. Девушки отдавали предпочтение туши для ресниц. Тени и подводка популярностью не пользовались.
Отличительной чертой макияжа 40-х стали красные губы с четко очерченным контуром и глянцевым блеском. Такого эффекта сейчас можно добиться, например, с помощью Lacque Supreme от Shu Uemura .
Стиль 1950-х годов
50-е годы ХХ века стали последним великим десятилетием Высокой моды. В ту эпоху модельеры приобрели огромное значение. Их экстравагантные идеи оказывали влияние даже на моду для широких масс.
New Look Кристиана Диора
Прежде всего, одним из таких кутюрье стал Кристиан Диор, который в 1947 году представил новое направление в моде – New Look. Ему вскоре наскучил этот стиль, он стал предлагать различные силуэты каждый сезон. Но Нью Лук продолжал свою жизнь и без Диора. Модными вновь стали округлые плечи, подчеркнутый высокий бюст, тонкая талия, длинные пышные юбки
Большое внимание стало уделяться аксессуарам: сумочкам, перчаткам, шляпкам, изящным туфелькам на высоких каблуках. На платья нового фасона требовались десятки метров ткани. Комфорт от Кристобаля Баленсиаги
Комфорт от Кристобаля Баленсиаги
Уроженец Испании Кристобаль Баленсиага стал еще одним великим дизайнером того времени. Он был одним из немногих кутюрье, имевших практический опыт изготовления одежды, и стремился достичь совершенства в каждом стежке и шве. Баленсиага создавал одежду, напоминающую произведения искусства. Его наряды не требовали специального белья, корректирующего фигуру, из-за чего они были очень комфортны. Костюм от Баленсиага с круглым воротником и слегка приталенное платье-туника без пояса определили стиль женской одежды на всю вторую половину ХХ века.
Новая модная эпоха
Эталон красоты 1950-х – тонкая талия, пышная грудь, королевская осанка и покатые плечи.
В моде наступала новая эпоха. После лаконичной бедной одежды военного времени женщины хотели мягких силуэтов и изобилия тканей. Феминистки, и в частности депутат английского парламента Мэйбл Райдилг, заявили, что новый силуэт не несет никакого прогресса: «Новый облик напоминает птичку в золотой клетке». Но именно это и желали многие женщины после ужасов войны: быть оберегаемыми, изнеженными, не отвечающими ни за что. Через несколько лет направление New Look уже стало само собой разумеющимся. Оно воспринималось как обещание благополучия, жизнерадостности, элегантности, служило стимулом к развитию.
Дамы из высшего общества теперь до семи раз в день переодевались, меняли аксессуары, делали соответствующие макияж и прическу. Женские журналы помогали своим читательницам подобрать подходящий наряд для каждого случая. Для домашнего обеда – велюровое платье с узкой юбкой, замшевые лодочки и чулки. Для обеда вне дома – ансамбль из серого фланелевого платья и пальто, шляпки и серых замшевых перчаток, серой лакированной сумочки и серого же зонтика.
Предложения модных журналов в то время были предписаниями: описывались все детали наряда, от правильного воротника до подходящих духов, к ним добавлялись и правила поведения. И всем этим предписаниям нужно было неукоснительно следовать.
Образцовая домашняя хозяйка эпохи «экономического чуда» не могла показаться без косметики даже почтальону, не говоря о собственном муже. Она вставала за час до супруга, накладывала макияж, завивала волосы и сбрызгивала их лаком.
Костюмированные балы 50-х
В 1950-х годах было принято устраивать шумные празднества. Самым опытным хозяином считался граф Этьен де Бомонт. Вокруг него собирались люди искусства, литераторы и модельеры. Этьен де Бомонт со своим «Балом королей и королев» стал основоположником череды дорогостоящих костюмированных балов. На одном из его праздников присутствовал Кристиан Диор в костюме льва, созданном его учеником Пьером Карденом, который в то время только открыл собственное дело.
Жак Фат считался самым талантливым организатором вечеринок, а его «пиратские», «цыганские» и «техасские» праздники с такими гостями, как Рита Хейворт и принц Али Хан, вошли в историю костюмированных балов. Но самым большим и оставившим наибольшее количество фотографий маскарадом стал праздник, устроенный Карлосом де Бейстегю в его дворце Лабиа в Венеции в 1951 году.
Сексуальная революция
1960-е стали временем вторжения контркультуры, появления противозачаточных средств и сексуальной революции. Это было десятилетие перемен: под влиянием поп-арта на авансцену вышла свободная женщина с яркими глазами (хотя ещё по опросам 1957 года большинство респонденток не пользовались тенями).
Девушки, следуя моде, рисовали стрелки, использовали яркие тени и накладные длинные ресницы для создания «кукольного» распахнутого взгляда; помада осталась в прошлом. Тогда же появилась тушь с новым составом и аппликаторами — её наносили максимально густо, в несколько слоёв.
Культовым стал образ Твигги — британской супермодели и актрисы. Она наклеивала несколько комплектов накладных ресниц и дорисовывала их на нижних веках. Влияние девушки на моду было огромным. Она рекламировала накладные ресницы Yardley, одна из коллекций которых вышла под рекламным слоганом: «Как вы думаете, что сделало Твигги той, кто она есть сегодня? Её глаза, не так ли?».
Анжелика Хьюстон с макияжем в стиле Biba, 1973 г. и Твигги. (pinterest.com)
Компания Biba в Лондоне значительно увеличила палитру оттенков, ввела монохромную упаковку и двусмысленные названия продуктов для поддержания общей игривой стилистики. Например, тушь Bring Back the Lash («возвращение ресниц»; игра слов: lash — также и «удар хлыстом»). В 1972-м бренд выпустил первую в истории коллекцию макияжа для женщин с тёмной кожей, а также первый предложил клиенткам возможность протестировать косметику перед покупкой.
В 1970-е уже нельзя было говорить о едином тренде. Этому способствовало и формирование полярных субкультур: хиппи и панков. «Дети цветов» предпочитали естественность, природные тона, с одной стороны, яркие тени и этнические мотивы, — с другой. Панки же рисовали чёрные стрелки, красили губы в чёрный или зелёный, стали популяризировать мужской макияж.
Йоко Оно и Сьюзи Сью. (pinterest.com)